И все-таки именно интеллигенция – соль нашей земли. И вчерашняя «Контрольная прогулка» - тому подтверждение. Там, на Бульварном кольце, те, с кем я хочу быть. Ни с Удальцовым, ни с Навальным, ни с Пономаревым, ни с Яшиным, хотя еще месяц назад думала о нем, как об ответственном молодом политике. С ними – с Быковым, Акуниным, Улицкой, Ясиной… Потому, что они умны, потому что они не рвутся к власти. А умами они уже управляют. У кого есть, чем управлять.
И все-таки, понимая, что хочу быть там, в этом сообществе, я снова и снова задаю себе вопросы.
Почему в России всё решается в столице? Не важно, как она называется – Москва, Петербург, снова Москва. Петровские реформы, череда дворцовых переворотов, восстание декабристов, кровавое воскресенье, февральская и октябрьская революции, сталинские партийные съезды, ГУЛАГ, ХХ съезд КПСС, хрущевская оттепель, снятие Хрущева, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, перестройка, ГКЧП, Ельцин, расстрел Верховного Совета, назначение Преемника, «рокировка», Болотная, Поклонная, «контрольная прогулка» - все это в столицах, во дворцах. Почему многомиллионному населению огромной страны всегда только сообщали и продолжают сообщать том, что теперь страна живет в другом измерении, в другой идеологии, в другой системе координат? И люди вынуждены были менять свою жизнь, подгоняемые новыми (а порой и старыми) апологетами новой власти. Почему люди, считающие себя вождями, выступая от имени народа, этот самый народ делают заложником своих интересов? И почему от имени одного и того же народа выступают такие разные люди с такими разными позициями?
Весь ХХ век люди в нашей стране выживали. И продолжают выживать. На фоне исторических процессов, параллельно им шла и идет обыкновенная человеческая жизнь. Люди любили и любят; рожали и рожают детей; ломали и ломают голову, как найти хоть какую-то работу, как дотянуть до зарплаты, как прокормить семью, как выучить детей, как подкинуть что-нибудь старикам-родителям, чтобы те смогли свести концы с концами. Для большинства совсем нерешаемой является задача покупки квартиры, строительства дома. Люди все еще живут в коммуналках. И перспективы не видно. И так уже почти век. Погруженные в проблемы ежедневного выживания, жители провинции с раздражением оглядываются на богатую, сытую Москву, вдруг заявляющую о своих недовольствах. Кто?! Чего им не хватает?! Какие честные выборы?! Какая свобода?!!! Главное, чтобы завтра можно было пойти на работу, два раза в месяц получать хоть какую-то зарплату. Так же, как сегодня. Потому что вчера было хуже.
Вот в этом вчера и есть основная проблема. Люди выживающие (Surviving People) сравнивают свое сегодня с тем, что было вчера. И не хотят изменять это сегодня. Им нужна стабильность. Хоть нищая, но предсказуемость. Люди живущие (Living People) сравнивают свою сегодняшнюю жизнь с тем, как хочется жить. И стремятся этого достичь за счет перемен. Человек выживающий боится того, чего желает человек живущий.
Власть тоже хочет сохранить свое сегодня. Так уж она устроена, наша власть, что вчера, до власти, им было хуже, чем сегодня. И завтра, после власти, тоже будет хуже. Им может быть хорошо только при власти, когда они допущены к распределению и присвоению. Это свое «хорошо» они будут выслуживать и защищать. Значит, власть тоже из категории выживающих (Surviving Power). Она по определению, по сути своей, не может стремиться к изменениям. Следовательно, она будет иметь свое большинство из числа Surviving People. И к нему, этому большинству, она и будет апеллировать. От его имени будет выступать. До тех пор, пока уровень жизни во всех регионах России не выровняется хотя бы относительно. Значит, развитие уровня жизни населения для власти есть угроза. А поскольку на каждом уровне власти свои распределения – то развитие уровня жизни смертельно опасно для всей вертикали. Поэтому за годы кризиса в России в разы выросло число миллиардеров, тем или иным способом аффилированных с властью. Поэтому гробится средний класс. Поэтому «Уралвагонзавод» стал «кузницей кадров». Поэтому бывший рабочий Трапезников (читай - Полиграф Полиграфович Шариков) пьет пиво с тандемом в ресторане Кобзона в день международной солидарности трудящихся в борьбе за свои права.
А что оппозиция? Я уже говорила, что разделяю людей, выходящих на площади и бульвары Москвы, и персонажей, объявляющих себя вождями. События 6 мая только укрепили меня в этой позиции.
Я не знаю, что на самом деле произошло во время шествия по Якиманке. Думаю, что у каждого из десятков тысяч людей трактовка события - своя. Она зависит от цели участия в шествии, от уровня агрессивности, от близости к эпицентру событий, от полученной от ОМОНа «дозы» и т.д. Но был факт. Люди шли к Болотной площади. Шли на митинг. Им создали препятствия. В ответ (либо преднамеренно – вопрос трактовки) вожди сели на асфальт, объявив сидячую забастовку. В ответ (либо преднамеренно – вопрос трактовки) на людей обрушился ОМОН. Пролилась кровь. Митинг не состоялся. Организаторы были задержаны. А с ними и еще сотни человек. Затем события развивались по классической схеме массового заражения, поведения толпы и противодействия ему.
Через несколько часов в эфире телекомпании «Дождь» появился один из организаторов шествия, человек, севший на асфальт. Илья Яшин. С моей точки зрения обывателя, первое, что должен сделать политик, предъявляющий претензии на власть - принять ответственность за пролитую человеческую кровь. Без разницы, с какой стороны она пролилась. Ты вывел людей на улицу, люди попали под раздачу. Ты(!) несешь за это ответственность. А что было сказано?
«Никто не заставлял никого садиться на асфальт! Мы сели! Кто хотел – сел с нами! Остальные не стали! Каждый сделал свой выбор! Я не отвечаю за то, что случилось. Отвечает за все действующая власть.»
Ответственность – главная и, пожалуй, единственная прерогатива власти. Если уже на подступах к ней политик отказывается от ответственности за тех, кто был с ним в одних рядах, то чем он отличается от нынешних вождей разного уровня?
И словно мастер-класс для наших политиков прозвучала итоговая речь уходящего, проигравшего президентские выборы во Франции Николя Саркози: «Мы боролись, но Франция выбрала другого Президента! Давайте уважать мнение Франции! Я принимаю на себя всю полноту ответственности за наше поражение!»
Где они, наши ответственные политики? Нет их. Ни среди власть имущих, ни среди желающих власти. Доживем ли до них? При каких условиях они вырастут?
Поэтому литераторы, совершившие «контрольную прогулку» по Бульварному кольцу мне более близки. Потому что они интеллигентны и мудры, самодостаточны и ответственны. Потому что они не трутся у власти и не рвутся к ней. Они выступают не от имени народа, а только от своего имени. И люди живущие разделяют их позицию. Это доказали тысячи участников контрольной прогулки, шедших вчера рядом с литераторами.
Что ж, каждому – свое!
Комментарии
(пусто)