Наверное, каждому из взрослых приходилось слышать или самому говорить слова о том, что «современная молодёжь ничего не понимает», «дети не хотят нас слушать», «наше мнение для них неавторитетно»…
Но как часто мы, взрослые, интересуемся мнением молодого поколения или просто спокойно выслушиваем их, не мимоходом, торопясь по своим делам, не снисходительно, занятые своими «взрослыми» проблемами мыслями? А ведь именно мы можем, способны, а главное, должны найти «точки соприкосновения» с нашим будущим, постараться понять молодых, чтобы они, в свою очередь, услышали нас.
Этой проблеме был посвящён семинар заместителей директоров по воспитательной работе школ города, который состоялся 28 ноября 2012 года в МОУ СОШ №6. Какие методы, приёмы, технологии наиболее эффективны и результативны в воспитательной работе с современными детьми и молодёжью? Поиск ответа на этот вопрос – предмет и содержание семинара по теме «Процесс самоорганизации в воспитательном пространстве школы».
Перед рассмотрением теоретических аспектов заявленной темы участники семинара приняли участие в игре «Код поколения», по результатам которой был сделан вывод о том, что личности представителей каждого поколения были сформированы под влиянием абсолютно различных политических, социальных, культурных явлений и факторов, условий. И таким образом, каждое поколение обладает своим уникальным «кодом», подобрав ключ к пониманию которого, мы сумеем понять и «услышать» его представителей. Результатом исследований в данном направлении и стала работа по самоорганизации в школе.
В своём докладе, который стал логичным продолжением выводов по игре «Код поколения», я рассказала о теоретической основе процесса самоорганизации: фактор-импульсе, лежащем в начале любого дела, механизме и модели самоорганизационного процесса, его педагогическом сопровождении.
Научные понятия, отрабатываемые в лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Федерального государственного научного учреждения "Институт психолого-педагогических проблем детства" Российской Академии Образования (зав.лаб. д.п.н. М.Р. Мирошкина) были проиллюстрированы примерами процессов, протекающих в воспитательном пространстве школы. Это и «День самоуправления», и конкурсные программы «Супер-учитель», «Весна - 2012», и флэш-моб ко Дню учителя, и «Новогодний калейдоскоп». Традиционной стала акция «Но разве в мире есть чужие дети?!», предложенная и организованная родительским комитетом школы. В школе эффективно функционирует школьное правительство, так как ребята, работающие в нём, делают это совершенно добровольно, реализуя то, что им действительно интересно, ими самими предложено, разработано и воплощается в реальность.
Необходимо отметить, что планирование всех мероприятий в течение года – результат совместной работы всех учащихся школы. А в этом году планирование осуществляется новом формате: старшеклассниками создан сайт, на котором каждый желающий (ученик, учитель, родитель) смог принять участие в голосовании за предложенные мероприятия, акции, проекты и самому сделать свои предложения, причём поучаствовать в этом можно было и дома, и в школе в «Единый день голосования». Таким образом, был создан своеобразный рейтинг мероприятий, ставший основой для функционирования первого «Электронного планирования».
Участники семинара смогли увидеть, каким образом протекает процесс самоорганизации, не только услышав об этом в докладе, но и посетив внеклассные мероприятия. Механизм данного процесса можно было наблюдать на занятии «Народные промыслы Подмосковья», проведённом для учеников 2 «А», 3 «А» классов. На уроке сотрудничества «Как помочь домовёнку?» ученики 4 «А» класса изобретали машину времени, чтобы спасти домовёнка, попавшего в будущем в мир, переживший экологическую катастрофу. Параллельно ребята решали важную проблему современности: как уберечь Землю от подобной трагедии. «Мы говорим здоровью «ДА!» - так называлось занятие с отрядом волонтёров. Также гости семинара посетили кружковое занятие «Фитодизайн интерьера» и внеклассное мероприятие «Математическая ярмарка».
«Сто вопросов школьному телевидению» - пресс-конференция с создателями школьной новостной программы, которой предшествовал мой рассказ о возникновении и этапах развития школьного телевидения, функционирующего по принципу самоорганизации. Примечательно, что реализация этой идеи, возникшей год назад, целиком и полностью результат инициативы, работы и творчества учеников 11 класса: Чичвариной Кристины, Реджепова Азиза, Шаповалова Игоря, Труженковского Богдана. Они прошли сложный путь от первого выпуска в формате презентации до современных профессиональных выпусков новостей с использованием различных форматов, жанров, спецэффектов, технических находок. Ребята откровенно ответили на многочисленные вопросы участников семинара, с энтузиазмом откликнулись на их предложение провести мастер-класс для учеников школ города и поделиться с ними своим опытом.
Итоги семинара были подведены в процессе игры «Три позиции». Всем присутствующим предлагалось проанализировать утверждения по теме семинара и выбрать одну из трёх позиций: «за», «против», «особое мнение». Одним из важнейших выводов стало высказывание о том, что самоорганизация – актуальный механизм, в котором формируется эффективная личность 21 века.
Комментарии
(пусто)